Список литературы




ЭКРАНЫ


     Прежде чем рассказывать о киносеансе, познакомимся с типами и классификацией киноэкранов. Необходимо иметь в виду, что экран наиболее всего подвержен порче. Экраны типа ЭПП очень недолговечны. Они выходят из строя от запыления и загрязнения поверхности, а чаше всего из-за плохого, небрежного обращения. Можно иметь в школе очень хороший проектор с мощной проекционной лампой и со светосильной оптикой. Но если экран будет не белый, а серый, то яркого, хорошего изображения вы на нем не увидите. Демонстрация фильма на простыне, на плохо окрашенной фанере или небрежно побеленной стене, как это иногда бывает, значительно снижает качество проекции. Киноэкраны подразделяются на два основных класса. Если кинопроектор установлен за спиной сидящих зрителей, то применяются отражающие свет экраны. Если кинопроектор установлен впереди сидящих зрителей, за экраном, то такая проекция называется «на просвет» и для нее применяются просвечивающие экраны.

Отражение лучей света дифузным экраном.

     Отражающие экраны не однородны, они также разделены на два вида: диффузно-отражающие и направленно-рассеивающие. Наибольшее распространение в школе получили диффузно-отражающие свет бело-матовые экраны. Они применяются для всех видов проекции (кино, диапозитивы, фильмопозитивы, эпипроекция).
     Диффузно-отражающие экраны рассеивают падающий на них свет во все стороны равномерно. В этом их преимущество, но и в этом их недостаток. Ведь если они рассеивают свет во все стороны равномерно, то свет рассеивается и в такие направления, где нет зрителей. Например, на обе стены класса и на потолок. Таким образом, больше половины световых лучей не достигает глаз кинозрителей и пропадает без пользы.
Бело-матовые экраны изготовляют из ткани, покрашенной специальным составом, или из особого, белого пластиката. Такие экраны отражают до 75 процентов падающего на них света.


Отражение лучей света направленно-рассеивающим экраном.

     Направленно-рассеивающие экраны характеризуются тем, что лучи света отражаются ими не во все стороны, а преимущественно к центру класса. Благодаря этому зрители, сидящие по центру класса, видят изображение значительно более ярким, чем зрители, сидящие на боковых местах. Такие экраны при одной и той же мощности лампы проектора дают более яркое изображение по центру зала, чем диффузно-отражающие экраны. Они применяются в тех случаях, когда изображение на диффузном экране недостаточно ярко из-за плохого затемнения класса или устанавливаются в длинных узких классах с небольшим количеством боковых мест.      Направленно-рассеивающие экраны изготовляются из ткани, покрашенной особым составом с металлизированным порошком. Для изготовления экранов этого вида применяется также и специальный пластикат с металлизированным покрытием.      Экраны для проекции "на просвет" в основном применяются для дневного кино.      Характеристики просвечивающего и направленно-рассеивающего экранов сходны между собой. Оба экрана имеют направленное действие - по центру расположения мест зрителей. Поэтому для проекции на просвет также наиболее выгодны узкие помещения, располагающие минимальным количеством боковых мест. Просвечивающие экраны изготовляются из прозрачного пластиката с матовой поверхностью, из матового стекла, а также из шелкового полотна. В кружках кинолюбителей или на любительской киностудии, да, наконец, и в школе не так уж сложно изготовить хороший киноэкран.
     Диффузно-отражающий бело-матовый экран должен отвечать следующим требованиям. Поверхность его должна быть ровной, белой, матовой, непросвечиваю-щей, то есть он должен обладать хорошей отражательной способностью. Для окраски экрана применяют специальную бариевую пасту. Она состоит из смеси сернокислого бария и воды с добавлением желатина, глицерина, ультрамарина и фенола. Они находятся в составе пасты в следующих пропорциях:


Содержание
Состав пасты по весу
(в процентах)
Сернокислый барий
59,15
Желатин фотографический
2,19
Глицерин химически чистый
3,19
Фенол кристаллический
0,036
Ультрамарин
0,094
Вода
35,34

     Желатин применяется как связывающее вещество между тканью и краской. Глицерин придает эластичность поверхности экрана. Ультрамарин нейтрализует желтизну, создаваемую желатином, а фенол предохраняет поверхность экрана от сырости. Полкилограмма пасты достаточно для окраски экрана площадью 1,5 кв. метра.      Чтобы самим изготовить экран, надо приобрести полотно, отбельную бязь, перкаль или другую ткань с мелкой структурой и обварить ее кипятком. Затем высушить и выгладить материал, а если он узок, сшить его по вертикали и натянуть на заранее подготовленную деревянную раму. Если экран реставрируется и ткань ранее уже красилась, ее необходимо снова выстирать, выгладить и натянуть на раму.      Когда полотно подготовлено, раму устанавливают вертикально и приготовляют пасту. Тщательно размешивая, ее разводят в горячей воде (температура 45- 50 градусов) На 500 граммов пасты берут 0,3-0,4 литра воды. Разведенный состав ставят в сосуде в горячую воду, чтобы паста не остывала. Перед употреблением рекомендуется добавить в готовый состав 10 граммов 4-процентного раствора формалина. Это предохранит слой краски от набухания.      На поверхность экрана пасту наносят в два слоя мягкой широкой кистью, второй слой - после высыхания первого.      Чтобы сквозь полотно экрана проходило меньше света, обратную сторону желательно тоже покрасить. Для этого берут состав с меньшей концентрацией пасты, добавляя в нее немного больше воды, чем указано в рецепте.      После покраски экран просушивается в помещении, где нет пыли. Готовый экран обрамляют светопогло-щающей черной рамкой.      Для проекции в длинных узких помещениях, а также в помещениях, недостаточно хорошо защищенных от постороннего света, применяют направленно-рассеивающие алюминированные экраны.



Как делают алюминированные экраны?

     На ткань, хорошо натянутую на раму, кистью наносят два слоя тщательно размешанной грунтовки.      Вот ее состав (в процентах): цинковые белила высшего качества - 50, натуральная олифа - 40, скипидар - 6, сикатив - 4. Вторым слоем покрывают ткань после того, как высохнет первый и поверхность будет зачищена наждачной бумагой.      Пока второй слой сохраняет липкость, поверхность экрана равномерно посыпают алюминиевой пудрой. Затем пудру по всей плоскости экрана выравнивают сухой кистью или тампонами и экран ставят для сушки в защищенное от пыли помещение.      Когда он просохнет, его обрамляют светопоглощаю-щей черной рамкой. Для этого желательно использовать черный вельвет или бархат. Есть и другой рецепт алюминированного экрана. В 1 литре киноклея растворяют 50 граммов смытой кинопленки (на нитрооснове). В эту смесь добавляют 40 граммов алюминиевой пудры. Все хорошо взбалтывают, заливают в пульверизатор (можно использовать и пылесос) и, разбрызгивая, покрывают составом поверхность экрана. Покрывать экран такой краской нужно в изолированном помещении, принимая все меры пожарной безопасности.      Алюминированные экраны желательно располагать перпендикулярно к проектору. Если проектор расположен ниже центра экрана, то экран следует немного наклонить к центру мест зрителей.      Для проекции "на просвет" наибольшее распространение получили в школах просвечивающие экраны из искусственного шелкового полотна (артикул 120-1), пропитанного масляным лаком номер 17. Ширина шелкового полотна обычно не превышает 95 сантиметров. Поэтому его надо предварительно сшить по размеру экрана. Шов делают вручную, встык, шелковой ниткой, вертикально. Чтобы полотно не разорвалось, его перед натяжкой на раму окантовывают со всех сторон полоской из льняного полотна шириной 5-8 сантиметров.      Когда полотно будет натянуто на раму, экран устанавливают вертикально и мягкой кистью на его поверхность быстро наносят лак.      Пропитывать надо снизу, постепенно передвигаясь все выше и выше. Кисть следует водить по экрану быстро, без сильного нажима. Сначала слева направо, а затем снизу вверх, периодически смачивая кисть лаком. Нужно избегать потеков, но лак не должен быть очень густым. Для разжижения его можно слегка подогреть.      После пропитки экран необходимо установить в вертикальное положение и хорошо просушить в помещении, защищенном от пыли. Затем экран обрамляют светопоглощающей рамкой.
     Просвечивающий экран нельзя свертывать или складывать, он должен храниться и перевозиться натянутым на раму.
     Для сохранности экранов очень большое значение имеет правильное их хранение. Они портятся главным образом от пыли, влаги и неаккуратного обращения во время перевозки.
     В процессе эксплуатации экраны нужно периодически очищать от пыли. Для этого лучше всего использовать пылесос. Но пылесосом надо собирать пыль с экрана, не касаясь его поверхности. В крайнем случае, экран можно очищать от пыли щеткой с длинным мягким волосом сверху вниз, то есть ведя щетку в вертикальном направлении.
     Загрязненная поверхность экрана дает нечеткое изображение. Фильм на экране становится темным, кадры неразборчивыми, безжизненными. Это особенно заметно, когда демонстрируются цветные диапозитивы и фильмы, для которых требуется повышенная яркость.
     Берегите киноэкран. Оберегайте его от загрязнения, пыли, сырости. Проявляйте особую осторожность при переноске и перевозке экрана.


В.Рапков, В.Пекелис "Юный киномеханик"
Библиотечка пионера "Знай и умей"
Изд-во "Дет.лит." М. 1966г.